Собеседование: нацеленность на победу

08.04.2015

Довольно часто случается так, что даже хороший специалист подолгу не может найти работу. Вроде и зовут на собеседования, и вроде человек подходит, но что-то не срастается и звонок с предложением выйти на работу так и не поступает. А между тем, есть несколько простых правил, которые если и не гарантируют успешного прохождения собеседования, то уж точно повысят Ваши шансы.

Знаменитая фраза Коко Шанель «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление!»  актуальна всегда и при любом контакте – будь то случайный знакомый или человек, от которого зависит Ваша карьера. Произвести впечатление легко, а вот изменить у окружающих сложившееся мнение о Вас – крайне сложно. Так что нужно делать, чтобы произвести на потенциального работодателя «то самое» впечатление?

Вот всего лишь несколько приемов, которые помогут Вам выделиться среди других кандидатов:

Бывает так, что несколько нерезультативных собеседований могут поселить в Вас неуверенность, и это прямо считывается работодателем, а потому – первый прием -

            1)   Будьте  уверены в себе и своих способностях.

Это вовсе не означает, что нужно через каждое слово говорить насколько Вы супер-специалист. Достаточно показать уверенность в позе, жестах и манере общения. То, что предыдущий опыт собеседования не бы удачным говорит лишь о том, что это была не ваша работа!

2)     Проявляйте интерес к своему «будущему месту работы»

На собеседовании выбирают не только Вас! Помните – выбираете еще и Вы!

Задавайте вопросы. Вопросы о работе компании (а лучше – заранее узнать о ней побольше из возможных источников), вопросы о предстоящей работе, коллективе, но при этом помните – вы не на посиделках с друзьями, а на собеседовании и Вас интересуют в первую очередь рабочие вопросы.

3)     Факты и только факты

Когда речь дойдет до Ваших достижений на предыдущих местах работы – говорите конкретно, указывайте на факты или цифры, когда Вы говорите «мы», подразумевая – вашу прежнюю команду/отдел – уточните свою роль в этой командной работе.

И помните: лучше «не до…», чем «пере…». Когда вы уйдете в воспоминания о своих достижениях не забывайте поглядывать на собеседника. Лучше рассказать о 2-3 наиболее значимых достижениях кратко и четко, и быть внимательно выслушанным, чем расплываться в многочисленных мелких «победах» и утомить слушателя.

Заканчивайте раньше, чем Вас захотят прервать!

4)     Глаза в глаза

Считается, что если ты смотришь человеку в глаза – ты открыт и честен. Однако давайте вспомним – как Вы реагируете, когда человек долго и пристально смотрит Вам в глаза? По меньшей мере. Вам становится неприятно. Но и избегать визуального контакта также не стоит. Лучше придерживаться «золотой середины» - задерживайте взгляд не более 5 секунд

5)     Сам себе психолог

Сейчас довольно много психологической литературы, сайтов и разного рода советов-тренингов в открытом доступе. Некоторые люди, начитавшись, наслушавшись и напрактиковавшись «на кошках» привносят некоторые «психологические штучки» в повседневную жизнь. Не скажем, что это плохо, но с другой стороны – на собеседовании, скорее всего, вы столкнётесь с менеджером по персоналу, который довольно часто имеет еще и образование психолога, либо уж точно знаком с НЛП – уловками и «подстройками под собеседника». И часто попытки манипулировать и подстраиваться быстро распознаются, и тогда Вы рискуете выглядеть как минимум нелепо в глазах потенциального работодателя. Будьте собой.

6)     Вежливость и позитивный настрой

Про «здравствуйте», «приятно было пообщаться» и «до свидания» говорить не будем – мы с Вами образованные культурные люди и так это понимаем.

Вежливость и уважительность должна быть во всем – от запаха и одежды до позы речи.

О позе – все мы уже знаем, что поза должна быть открытой, показывающей готовность к диалогу – не к борьбе, а именно к диалогу. Однако открытость – это не раскинуться в кресле, это не скрещивать руки и не переплетать пальцы в замок, не сидеть с неестественно прямой спиной, зажав ручку сумочки или куртку. Да, это своеобразный экзамен, но Вы же готовы к нему, раз уже пришли.

О речи – нуууу, как-бы… эта…. Короче, типа все понятно же?  Вот именно этих (и других слов-паразитов) следует избегать в своей речи. Это не значит, что нужно говорить высокопарным слогом и строить высокохудожественные сложносочиненные предложения. Повторимся – говорите кратко и по существу.

Кроме того, старайтесь не делать длинных пауз, это может показать, что Вы не уверены в том, что хотите сказать, либо вообще не знаете, что ответить. Но иногда бывает и так:

7)     А если я не понимаю

Если Вам не совсем понятен вопрос, лучше переспросить, чем задуматься надолго в размышлении «а так ли я понял». Достаточно простой формулировки: «Правильно ли я Вас понял, что ….», «Могу ли я уточнить вопрос…». Это никоим образом не покажет Вас невнимательным человеком, однако облегчит Ваш дальнейший диалог. 

8)     А что потом?

Если Вы считаете, что собеседование прошло на высоком уровне, или работа в этой компании – то, что нужно и готовы «хоть завтра» вступить в должность – косвенно сообщите об этом работодателю (человеку, который Вас собеседовал). Еще раз поблагодарите за конструктивный диалог и за возможность узнать несколько больше об интересующей Вас компании/вакансии. Тем самым вы подчеркнете свою заинтересованность в вакантном месте.

Безусловно, невозможно в одном маленьком материале описать все тонкости успешного прохождения собеседования, ведь в таком Важном деле свою роль может сыграть любой фактор – от запаха парфюма, до прежнего места работы. Однако следование вышеизложенным советам вкупе с Вашим опытом работы поможет произвести приятное впечатление на потенциального работодателя.

И помните – готовясь к предстоящему собеседованию, настройтесь на позитив и победа не заставит себя долго ждать!

Пимнева Наталия, "Pharma-Personnel.ru"